ЮБИЛЕИ 
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ 
Прогрессирующая миопия остается одной из актуальных проблем в современной офтальмологии. Оптические методы контроля прогрессирующей миопии предполагают формирование периферического миопического дефокуса, оказывающего стабилизирующее влияние на аксиальную длину глаза и, как следствие, степень миопии. Одним из вариантов оптического контроля миопии являются дефокусные мягкие контактные линзы (МКЛ).
Цель: оценить изменения переднезадней оси глаза и сферического эквивалента клинической рефракции, выраженного в диоптриях, на фоне коррекции прогрессирующей миопии дефокусными (бифокальными) контактными линзами и монофокальными очками.
Материалы и методы. В исследовании участвовали 256 пациентов в возрастных категориях 7–10, 11–14, 15–18 лет с двусторонней миопией слабой, средней и высокой степени в диапазоне от (–)0,5 до (–)7,75 дптр по сфероэквиваленту с годовым градиентом прогрессирования от 0,65 до 1,5 дптр. В зависимости от степени миопии и метода коррекции пациенты были разделены на основные и контрольные группы. Для коррекции в основных группах использовали дефокусные (с аддидацией +4,0 дптр) мягкие контактные линзы, в контрольных группах – монофокальные очки. Всем пациентам проводили стандартное офтальмологическое обследование. В качестве критериев оценки результатов использовали данные клинической рефракции и аксиальной длины глаза. Сроки наблюдения составили 3, 6, 12 мес.
Результаты. В результате применения бифокальных МКЛ через 12 месяцев отмечено статистически значимое замедление увеличения аксиальной длины глаза и изменения сферического эквивалента рефракции. Более высокие темпы прогрессирования миопии были у детей младшего возраста (7–10 лет). Миопия в возрасте 15–18 лет характеризуется снижением темпа прогрессирования при любом виде оптической коррекции и в большинстве случаев не требует назначения коррекции с формированием периферического миопического дефокуса.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности применения МКЛ бифокального дизайна в контроле прогрессирующей миопии слабой, средней и высокой степени. Основным фактором стабилизации является формирование на сетчатке периферического миопического дефокуса с последующим замедлением роста аксиальной длины глаза и степени миопии (сферического эквивалента клинической рефракции).
Актуальность. Новая технология интраокулярных линз (ИОЛ) с увеличенной глубиной фокуса (EDOF) разработана с целью улучшения коррекции остроты зрения на среднем расстоянии без ущерба для коррекции зрения вдаль и обеспечивает восстановление остроты зрения вдаль и на среднем расстоянии, но при этом меньшую частоту побочных оптических феноменов и лучшую контрастную чувствительность по сравнению с другими мультифокальными ИОЛ (МИОЛ). Независимо от используемой технологии и типа линзы, результат хирургического вмешательства и удовлетворенность пациентов зависят от оптимизации расчета оптической силы ИОЛ. На сегодняшний день в доступной литературе отсутствует консенсус по выбору формулы для расчета оптической силы известных EDOF ИОЛ.
Цель: ретроспективный анализ точности семи формул для расчета оптической силы новой интраокулярной линзы (ИОЛ) с расширенной глубиной фокуса.
Материалы и методы. В ретроспективное исследование вошли 34 пациента (62 глаза) с имплантацией новой EDOF ИОЛ Tecnis Symfony ZXR00. Средний возраст пациентов составил 61,9 ± 9,4 года (39–87 лет). Диапазон оптической силы ИОЛ составил от +5,0 до +30,0 дптр, целевая рефракция – от –0,25 до 0,25 дптр. Средний период наблюдения за пациентами составил 12,3 ± 1,8 месяца. Проводили ретроспективный анализ эффективности формул SRK/T, Barrett Universal II, Haigis, Hoff er Q, Holladay 2, Olsen и Kane с использованием соответствующих констант. Каждую формулу оптимизировали для исследуемой группы пациентов для достижения средней рефракционной погрешности, максимально приближенной к нулю. Для каждой формулы определяли среднюю погрешность (ME), среднюю абсолютную погрешность (MAE), стандартное отклонение (SD), медианную абсолютную погрешность (MedAE), максимальную абсолютную погрешность (MaxAE), а также процент глаз в диапазоне погрешностей 0,25, 0,5, 1,0 и 2,0 дптр.
Результаты. Оптимизированные константы составили LF = 2,21, a0 = 1,43, a1 = 0,39, a2 = 0,12, персонализированная ACD = 5,68, ACD (Hoff er Q / Holladay 2) = 5,68/5,66, A-константа (SRK/T / Kane) = 119,5/119,4. Для формул SRK/T, Barrett Universal II, Kane и Haigis показана наименьшая MAE. Применение формул Hoff er Q и Holladay 2 ассоциировано с наибольшей MAE. Формулы Barrett Universal II, SRK/T, Kane и Haigis характеризовались наибольшим процентом попадания в погрешность ±0,25 дптр (64, 62, 59 и 53% соответственно). Для всех исследуемых формул частота попадания в погрешность ±1,00 дптр составила более 90%, а в погрешность ±2,00 дптр – более 97%.
Заключение. В настоящем исследовании впервые проведен ретроспективный сравнительный анализ семи формул для расчета оптической силы новой ИОЛ с увеличенной глубиной фокуса. Для расчета оптической силы указанной ИОЛ в клинической практике рекомендуются формулы SRK/T, Barrett Universal II, Haigis и Kane.
Постоянная эволюция лечебных технологий и меняющихся требований к ним диктует разработку стратегии их внедрения в клиническую практику. Первым этапом служит оценка возможностей, эффективности, достоинств и недостатков, отработка показаний и противопоказаний на моделях заболеваний глаз в эксперименте.
Цель работы: провести сравнительный анализ экспериментальных моделей неоваскуляризации глаз различной локализации, изучить их воспроизводимость и соответствие природным аналогам заболеваний человека.
Материал и методы. В эксперименте были сформированы две модели неоангиогенеза хориоретинальной и две модели роговичной локализации. Все модели формировали на глазах одного биологического вида экспериментальных животных – кроликах породы советская шиншилла (n = 60). Далее эмпирическим путем анализировали достоинства и недостатки каждой из используемых моделей неоангиогенеза глаза. Соответствие сформированных экспериментальных моделей у животных природным заболеваниям человека проверяли методами флюоресцентной ангиографии, оптической когерентной томографии (ОКТ) и гистологическими методами исследований.
Результаты. Все четыре экспериментальные модели продемонстрировали признаки неоваскуляризации с различными клиническими проявлениями, верифицированные ангиографически, морфометрически (модели № 1 и 2 по данным ОКТ; in vivo) и гистологически (модели № 1–4; ex vivo). Процент «выхода» неоваскуляризации на разных моделях варьировался от 75 до 100%. Модели хориоретинальной неоваскуляризации были ближе по клиническим проявлениям природным проявлениям неоваскулярной формы возрастной макулярной дегенерации (н-ВМД). Модели передней локализации были предпочтительнее из-за свободного доступа, легкости воспроизведения и хорошей визуализации зоны интереса, позволяющей выполнять мониторинг в ходе лечения; вместе с тем ангиогенез на этих моделях имеет другую природу и отчасти другие механизмы, в которых большую роль играют воспалительные реакции. Однако передняя локализация позволяет провести комплексную оценку патологического процесса с количественным подсчетом новообразованных сосудов в роговице, включая их длину, диаметр просвета, и оценить полноценность анатомии сосудистой стенки, состав и плотность паравазального клеточного микроокружения. В совокупности это имеет немаловажное значение в доклинических испытаниях технологий с заявленным ангиостатическим эффектом.
Заключение. Для получения полноценного объема информации об испытуемом препарате с заявленным ангиостатическим потенциалом необходимо использовать несколько моделей неоангиогенеза с разными механизмами патогенеза, на которых можно изучить спектр их возможностей и побочных эффектов, а также оценить весь спектр биологических эффектов.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 
Актуальность. Способность к чтению – залог успешного обучения школьников и студентов. При этом, по данным разных авторов, от 5–10 до 20–30 % населения испытывают затруднения, характеризуемые как «чтение ниже уровня владения языком», «трудности в чтении», «дислексия». Данная работа посвящена анализу современной российской и зарубежной литературы в области этиопатогенеза, диагностики, клинических проявлений и функциональной коррекции зрительных нарушений при дислексии.
Цель: изучить данные литературы, посвященной зрительным нарушениям у пациентов с дислексией.
Материалы и методы. Проведен анализ публикаций на ресурсах PubMed, eLibrary, CyberLeninka, Crossref Metadata Search.
Результаты. Публикации демонстрируют важность выявления нарушений функций зрительного анализатора у пациентов с дислексией, что необходимо для правильной всесторонней оценки этого состояния, понимания причин и характера затруднений, которые испытывает ребенок с дислексией в процессе обучения чтению. Результаты анализа исследований раскрывают возможности положительной динамики освоения навыков чтения у пациентов с дислексией в процессе функционального лечения, направленного на развитие бинокулярных зрительных функций, улучшение работы глазодвигательной системы и состояния аккомодации.
Заключение. Авторы пришли к выводу о том, что углубленное офтальмологическое обследование и лечение выявленной офтальмопатологии имеет большое значение в общем комплексе диагностических и коррекционных мероприятий у пациентов с дислексией.
ТЕХНОЛОГИИ 
В настоящее время при производстве контактных линз используются следующие технологии: точение (lathe cut), полимеризация в форме (cast molding) и центробежное формование (spin cast). Две последние технологии за счет низкой себестоимости выпускаемой продукции утвердились при массовом производстве мягких контактных линз со стандартными параметрами.
Методы производства контактных линз постоянно совершенствуются для получения изделий, наиболее удовлетворяющих требованиям пациентов в части безопасности, комфорта и кастомизации.
Основные методы производства контактных линз уже локализованы в России и остаются доступными отечественным потребителям в условиях геополитической нестабильности.
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ 
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГИД 
Увеличение числа близоруких детей во всем мире, а особенно в регионе Юго-Восточной Азии, стимулирует заинтересованность к методам контроля (замедления прогрессирования) миопии. Цель терапии – снижение риска потери зрения из-за угрожающих осложнений в более позднем возрасте. В нижеприведенных статьях анализируются методы контроля миопии, а также возможные риски, связанные с лечением. Используя ссылку DOI, вы можете ознакомиться с полными текстами этих работ.
Подбор материалов и адаптация перевода: Валерия А. Форбс, магистр оптометрии, Miami Contact Lens Institute, США
Перевод с англ. языка: Артем А. Сологубов, врач-ординатор, Академия постдипломного образования ФГБУ «ФНКЦ ФМБА» России, Россия
МЕДИЦИНА И ЗАКОН 
ЧТО? ГДЕ? КОГДА? 
ISSN 2686-8083 (Online)