Перейти к:
Анализ биометрических параметров глаза у пациентов с кистозным макулярным отеком
https://doi.org/10.33791/2222-4408-2021-4-7-11
Аннотация
Актуальность. Операции по поводу удаления катаракты являются одними из наиболее часто выполняемых офтальмологических операций в мире. Несмотря на то что техника операции с каждым годом становится менее травматичной, данное вмешательство по-прежнему сопровождается развитием послеоперационных осложнений, одним из которых является кистозный макулярный отек (КМО), или синдром Ирвина – Гасса.
Цель: проанализировать биометрические параметры глаза у пациентов с КМО.
Материалы и методы. В исследование вошли 40 пациентов (40 глаз) с послеоперационным КМО. Всем пациентам проводили ультразвуковую биометрию с измерением передне-задней оси (ПЗО) глаза и толщины хрусталика на приборе Bio&Pachy Meter AL‑4000 (Tomey, Japan), оптическую когерентную томографию (ОКТ) для оценки толщины сетчатки в центре фовеа на приборе Cirrus HD-OCT 5000 (Сarl Zeiss, Германия). В зависимости от величины ПЗО все глаза были поделены на «длинные» и «короткие» относительно средней длины глаза 23,3 мм.
Результаты. Частота развития КМО после неосложненной хирургии катаракты в Чебоксарском филиале ФГАУ «НМИЦ «МНТК “Микрохирургия глаза” им. акад. С. Н. Федорова» составила 0,002%. Показатели ПЗО среди пациентов с КМО варьировали от 20,53 до 25,4 мм, среднее значение – 22,67 ± 1,05 мм. Среди них большую часть составили «короткие» глаза с длиной аксиальной оси менее 23,3 мм – 31 глаз (77,5%). Длинная ПЗО была отмечена в 9 глазах (22,5%). В глазах с короткой ПЗО отмечена большая толщина хрусталика (4,81 ± 0,53 мм) по сравнению с пациентами с длинной ПЗО (4,42 ± 0,42 мм) (рM-U = 0,014).
Заключение. Развитие КМО после неосложненной экстракции катаракты чаще наблюдается в глазах с размерами ПЗО менее 23,3 мм.
Ключевые слова
Для цитирования:
Горбунова Н.Ю., Воскресенская А.А., Яковлев Р.А., Поздеева Н.А. Анализ биометрических параметров глаза у пациентов с кистозным макулярным отеком. The EYE ГЛАЗ. 2021;23(4):7-11. https://doi.org/10.33791/2222-4408-2021-4-7-11
For citation:
Gorbunova N.Yu., Voskresenskaya A.A., Yakovlev R.A., Pozdeeva N.A. Analysis of Ocular Biometric Parameters in Patients with Cystoid Macular Edema. The EYE GLAZ. 2021;23(4):7-11. (In Russ.) https://doi.org/10.33791/2222-4408-2021-4-7-11
Актуальность
Операции по поводу удаления катаракты являются одними из наиболее часто выполняемых офтальмологических операций в мире. Несмотря на то что техника операции с каждым годом становится менее травматичной, данное вмешательство по-прежнему сопровождается развитием послеоперационных осложнений, одним из которых является кистозный макулярный отек (КМО), или синдром Ирвина – Гасса.
Частота послеоперационного КМО, по разным данным, варьирует от 0,2 до 20% [1]. Однако внедрение хирургии катаракты малых разрезов, в частности ультразвуковой факоэмульсификации, способствовало снижению распространенности данного осложнения до 2,35% [2]. Выделяют несколько патогенетических механизмов развития КМО, среди которых основными являются: воспаление, повышенная сосудистая проницаемость, наличие витреомакулярных тракций и интраоперационное фототоксическое повреждение сетчатки [3–5]. Данные процессы приводят к нарушению целостности гематоретинального барьера и накоплению интраретинальной жидкости в области фовеа [6]. Кроме того, проведенный C. J. Chu ретроспективный анализ операций 81 984 глаз выявил следующие факторы риска, повышающие вероятность развития указанного осложнения: КМО на парном глазу, разрыв задней капсулы хрусталика, наличие эпиретинальной мембраны, окклюзия вен сетчатки, увеит, сахарный диабет, хирургия отслойки сетчатки в анамнезе, мужской пол и пожилой возраст [7]. К дополнительным факторам риска относят также наличие у пациента сухой формы возрастной макулярной дегенерации (ВМД) [8].
В ряде работ уделяется внимание влиянию морфометрических характеристик глаза на частоту развития послеоперационного КМО. С одной стороны, в глазах с осью менее 23,5 мм и толщиной хрусталика более 4,8 мм отмечена большая частота возникновения синдрома Ирвина – Гасса в связи с влиянием тракций стекловидного тела, подтвержденных данными оптической когерентной томографии (ОКТ) [9]. С другой стороны, установлено, что длинная аксиальная ось глаза являлась протективным фактором в отношении возникновения КМО у пациентов после DMEK (descemet membrane endothelial keratoplasty) [10] и диабетического макулярного отека у пациентов с сахарным диабетом [11].
В своей работе мы проанализировали частоту развития КМО у пациентов после неосложненной хирургии катаракты и оценили биометрические параметры глаза у пациентов с данным послеоперационным осложнением.
Цель
Проанализировать биометрические параметры глаза у пациентов с кистозным макулярным отеком (КМО).
Материалы и методы
Проведен ретроспективный анализ 21 507 глаз пациентов, прооперированных по поводу катаракты в Чебоксарском филиале ФГАУ «НМИЦ «МНТК “Микрохирургия глаза” им. акад. С. Н. Федорова» с 2016 по 2020 год. В исследование вошли 40 пациентов (40 глаз) с послеоперационным КМО, возникшим после неосложненной хирургии катаракты.
Средний возраст пациентов составил 68,52 ± 12,78 лет (от 38 до 83 лет). Среди них лица женского пола – 18 человек, мужского – 22. В 37 глазах была выполнена стандартная факоэмульсифакция катаракты (ФЭК) с имплантацией интраокулярной линзы, в трех глазах – ФЭК с фемтолазерным сопровождением. Основной жалобой пациентов было снижение остроты зрения на оперированном глазу после хирургического вмешательства. Сроки обнаружения КМО при явке в клинику с жалобами на ухудшение зрения варьировали от 14 до 181 дня (среднее значение 71 ± 65 дней).
Всем пациентам проводили стандартное офтальмологическое обследование с определением остроты зрения, тонометрией, ультразвуковой биометрией с измерением передне-задней оси (ПЗО) глаза и толщины хрусталика на приборе Bio&Pachy Meter AL-4000 (Tomey, Япония). В послеоперационном периоде у пациентов с КМО оценивали толщину сетчатки в центре фовеа на оптическом когерентном томографе Cirrus HD-OCT 5000 (Сarl Zeiss, Германия) по протоколу «Macular Cube 512×128» с последующим анализом по программе «Macular Thickness Analysis».
С целью определения влияния длины глаза на развитие КМО использовали данные М. Бикбова по оценке ПЗО у 7328 человек старше 40 лет [12]. По результатам этих исследований средний размер аксиальной оси глаза составил 23,30 ± 1,1 мм. Учитывая данные о средних значениях ПЗО, все пациенты были поделены на 2 группы с длиной глаза больше и меньше 23,3 мм.
Данные были статистически проанализированы с помощью пакета прикладных программ STATISTICA 10 (StatSoft Inc., США). Статистически значимые различия между группами определяли с использованием критерия непараметрической статистики для независимых выборок Манна – Уитни (U). Условием определения статистически значимых различий считали значение р < 0,05.
Результаты и обсуждение
Частота развития КМО после неосложненной хирургии катаракты в Чебоксарском филиале ФГАУ «НМИЦ «МНТК “Микрохирургия глаза” им. акад. С. Н. Федорова» составила 0,002%.
Среднее значение ПЗО среди пациентов с КМО было равным 22,67 ± 1,05 мм (от 20,53 до 25,4 мм). Среди них большую часть составили «короткие» глаза с длиной аксиальной оси менее 23,3 мм – 31 глаз (77,5%). Длинная ПЗО была отмечена в 9 глазах (22,5%).
Средняя толщина хрусталика была равна 4,7 ± 0,54 мм. В первой группе она составила 4,81 ± 0,53 мм, во второй – 4,42 ± 0,42 мм. Разница между значениями сагиттального размера хрусталика была статистически значима (рM-U = 0,014).
По данным ОКТ средняя толщина сетчатки в макулярной зоне составила 503,33 ± 147,89 мкм.
Таким образом, небольшая частота развития КМО в послеоперационном периоде (0,002%), показанная в нашем исследовании, позволяет говорить о совершенствовании технологии экстракции катаракты в вопросах минимизации операционной травмы и фармакологического сопровождения пациентов. Однако случаи развития синдрома Ирвина – Гасса в послеоперационном периоде приводят к снижению максимальной остроты зрения и значительно уменьшают удовлетворенность пациентов результатами оперативного вмешательства. В связи с этим в условиях неосложненной хирургии катаракты мы обратили внимание на роль ПЗО в качестве параметра, влияющего на развитие КМО.
По результатам нашего исследования среднее значение длины аксиальной оси у пациентов с синдромом Ирвина – Гасса (22,67 ± 1,05 мм) было меньше средних значений ПЗО в общей популяции пациентов (23,30 ± 1,1 мм). Кроме того, пациенты с короткой осью (77,5%) существенно превалировали среди субъектов с КМО, что в целом может говорить о протективных свойствах длинной ПЗО (больше 23,3 мм) в отношении развития макулярного осложнения.
Многими исследователями указывается роль провоспалительных цитокинов как основных факторов развития послеоперационного макулярного отека. Установлено, что манипуляции в передней камере и механическое воздействие на радужку способствуют выбросу арахидоновой кислоты из увеального тракта и образованию медиаторов воспаления [3]. Существующие сведения о наличии обратной взаимосвязи между толщиной сосудистой оболочки и длиной глаза вносят дополнительное понимание патогенеза послеоперационного КМО. Уменьшение толщины субфовеальной хориоидеи по мере увеличения длины глазного яблока [13–16] может объяснить большую реактивность «толстой» сосудистой оболочки в «коротких» глазах пациентов в послеоперационном периоде. Важно подчеркнуть, что возникновение идиопатического (на интактных глазах) синдрома увеальной эффузии, а также спонтанной цилиохориоидальной отслойки (ЦХО) характерно для глаз с короткой ПЗО, что может свидетельствовать о морфофункциональных особенностях сосудистой оболочки у данной группы пациентов [18][19]. Вовлеченность сосудистой оболочки в патогенез синдрома Ирвина – Гасса была подтверждена в публикации E. Fleissig. В данном исследовании было обнаружено статистически значимое увеличение толщины субфовеальной хориоидеи в остром периоде КМО по сравнению с парным глазом [17].
Таким образом, короткая аксиальная ось глаза на фоне удаления более крупного хрусталика может рассматриваться как один из параметров, влияющих на развитие КМО в послеоперационном периоде после экстракции катаракты.
Заключение
Развитие КМО после неосложненной экстракции катаракты чаще наблюдается в глазах с размерами ПЗО менее 23,3 мм.
Вклад авторов: авторы внесли равный вклад в эту работу.
Концепция и дизайн исследования: Н. Ю. Горбунова, А. А. Воскресенская.
Сбор и статистическая обработка материала: Р. А. Яковлев, А. А. Воскресенская.
Анализ и интерпретация данных, написание текста: Н. Ю. Горбунова, А. А. Воскресенская, Р. А. Яковлев.
Финальное редактирование: Н. А. Поздеева.
Authors’ contributions: authors contributed equally to this work.
Research concept and design: N.Yu. Gorbunova, A.A. Voskresenskaya.
Data collection and statistical processing: R.A. Yakovlev, A.A. Voskresenskaya.
Data analysis and interpretation, text writing: N.Yu. Gorbunova, A.A. Voskresenskaya, R.A. Yakovlev.
Final editing: N.A. Pozdeyeva.
Список литературы
1. Flach A.J. The incidence, pathogenesis and treatment of cystoid macular edema following cataract surgery. Trans. Am. Ophthalmol. Soc. 1998;96:557–634.
2. Yonekawa Y., Kim I.K. Pseudophakic cystoid macular edema. Curr. Opin. Ophthalmol. 2012;23(1):26–32.
3. Miyake K., Ibaraki N. Prostaglandins and cystoid macular edema. Surv. Ophthalmol. 2002;47:203–218.
4. Schubert H.D. Cystoid macular edema: the apparent role of mechanical factors. Prog. Clin. Biol. Res. 989;312:277–291.
5. Ursell P.G., Spalton D.J, Whitcup S.M., Nussenblatt R.B. Cystoid macular edema after phacoemulsification: relationship to blood-aqueous barrier damage and visual acuity. J. Cataract Refract. Surg. 1999;25:492–1497.
6. Gass J.D., Norton E.W. Cystoid macular edema and papilledema following cataract extraction. A fluorescein fundoscopic and angiographic study. Arch. Ophthalmol. 1966;76(5):646–661.
7. Chu C.J., Johnston R.L., Buscombe C., Sallam A.B., Mohamed Q., Yang Y.C. United Kingdom pseudophakic macular edema study group. Risk factors and incidence of macular edema after cataract surgery: A database study of 81 984 eyes. Ophthalmology. 2016;123(2):316–323.
8. McCafferty S., Harris A., Kew C. et al. Pseudophakic cystoid macular edema prevention and risk factors; prospective study with adjunctive once daily topical nepafenac 0.3% versus placebo. BMC Ophthalmol. 2017;17(1):16.
9. Руденко В.А., Сорокин Е.Л., Егоров В.В. Выяснение роли морфометрических особенностей глаз в формировании тракционного макулярного отека после факоэмульсификации по поводу возрастной катаракты. Офтальмохирургия. 2013;3:40–44.
10. Heinzelmann S., Maier P., Böhringer D. et al. Cystoid macular oedema following Descemet membrane endothelial keratoplasty. British Journal of Ophthalmology. 2015;99:98–102.
11. Man R.E., Sasongko M.B., Sanmugasundram S. et al. Longer axial length is protective of diabetic retinopathy and macular edema. Ophthalmology. 2012;119(9):1754–1759.
12. Bikbov M.M., Kazakbaeva G.M., Gilmanshin T.R. et al. Axial length and its associations in a Russian population: the Ural Eye and Medical Study. PLoS One. 2019;14(2):e0211186.
13. Liu B., Wang Y., Li T., Lin Y., Ma W., Chen X., Lyu C., Li Y., Lu L. Correlation of subfoveal choroidal thickness with axial length, refractive error, and age in adult highly myopic eyes. BMC Ophthalmol. 2018;18(1):127.
14. Bulut A., Öner V., Büyüktarakçı Ş., Kaim M. Associations between choroidal thickness, axial length and spherical equivalent in a paediatric population. Clin. Exp. Optom. 2016;99(4):356–359.
15. Barteselli G., Chhablani J., El-Emam S. et al. Choroidal volume variations with age, axial length, and sex in healthy subjects: a three-dimensional analysis. Ophthalmology. 2012;119(12):2572–2578.
16. Michalewski J., Michalewska Z., Nawrocka Z., Bednarski M., Nawrocki J. Correlation of choroidal thickness and volume measurements with axial length and age using swept source optical coherence tomography and optical low-coherence reflectometry. Biomed. Res. Int. 2014;2014:639160.
17. Fleissig E., Cohen S., Iglicki M., Goldstein M., Zur D. Changes in choroidal thickness in clinically significant pseudophakic cystoid macular edema. Retina. 2018;38(8):1629–1635.
18. Горбунова Н.Ю., Поздеева Н.А., Горбунова А.С., Катмаков К.И. Синдром увеальной эффузии у пациентов с нанофтальмом и закрытоугольной глаукомой. Национальный журнал глаукома. 2018;17(2):12–19.
19. Горбунова Н.Ю., Зотова Ю.В. Спонтанная двухсторонняя цилиохо-риоидальная отслойка у пациентов с закрытоугольной глаукомой. Национальный журнал глаукома. 2016; 3:52–59.
Об авторах
Н. Ю. ГорбуноваРоссия
Горбунова Надежда Юрьевна, кандидат медицинских наук, врач офтальмолог, заведующая глаукомным отделением; доцент курса офтальмологии
428028, Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 10
428018, Чебоксары, ул. Михаила Сеспеля, д. 27
А. А. Воскресенская
Россия
Воскресенская Анна Александровна, кандидат медицинских наук, врач-офтальмолог; специалист по клиническим исследованиям
428028, Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 10
428018, Чебоксары, ул. Михаила Сеспеля, д. 27
Р. А. Яковлев
Россия
Яковлев Роман Александрович, клинический ординатор
428018, Чебоксары, ул. Михаила Сеспеля, д. 27
Н. А. Поздеева
Россия
Поздеева Надежда Александровна, доктор медицинских наук, директор; профессор курса офтальмологии
428028, Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 10
428018, Чебоксары, ул. Михаила Сеспеля, д. 27
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Горбунова Н.Ю., Воскресенская А.А., Яковлев Р.А., Поздеева Н.А. Анализ биометрических параметров глаза у пациентов с кистозным макулярным отеком. The EYE ГЛАЗ. 2021;23(4):7-11. https://doi.org/10.33791/2222-4408-2021-4-7-11
For citation:
Gorbunova N.Yu., Voskresenskaya A.A., Yakovlev R.A., Pozdeeva N.A. Analysis of Ocular Biometric Parameters in Patients with Cystoid Macular Edema. The EYE GLAZ. 2021;23(4):7-11. (In Russ.) https://doi.org/10.33791/2222-4408-2021-4-7-11