АктуальностьНесмотря на высокий современный уровень диагностики и лечения патологии роговицы, клинические особенности одного из видов первичной кератэктазии – пеллюцидной маргинальной дегенерации роговицы (ПМДР) – можно признать недостаточно изученными [5]. Основным направлением в изучении данного заболевания является исследование его кератотопографических проявлений для установки диагноза и дифференциальной диагностики с кератоконусом [6–8].
По данным различных авторов, кератотопографическая картина ПМДР напоминает визуальные ассоциации с «крыльями бабочки» или «клешнями краба» [9, 11].
В российской и зарубежной литературе имеются немногочисленные работы, посвященные методам хирургического лечения ПМДР, в которых клиническая картина заболевания рассмотрена недостаточно подробно [2–5, 10]. Это затрудняет определение тяжести состояния, разработку классификации и подходов к лечению пораженного глаза.
Не вызывает сомнения тот факт, что формирующаяся при ПМДР аметропия приводит к ухудшению остроты зрения (ОЗ), которая, безусловно, зависит от характера и степени структурной деформации роговой оболочки, определяющей величину индуцированного иррегулярного астигматизма [1].
Все вышеперечисленные недостатки в анализе клинических проявлений ПМДР отчасти обусловлены невысокой частотой ее встречаемости, однако этот фактор не дает права на неактивное исследование особенностей заболевания и эффективности лечения.
Несомненно, более полное представление об особенностях клинических проявлений и характера течения ПМДР во взаимосвязи со зрительными функциями пораженного глаза позволит более точно определиться с тактикой лечения, соответственно обеспечить более качественную высококвалифицированную помощь этой категории пациентов. ЦельИзучить рефракцию и кератотопографические особенности глаз с пеллюцидной маргинальной дегенерацией роговицы во взаимосвязи с их зрительными функциями. Материал и методыМетодом сплошной выборки проведен ретроспективный анализ остроты зрения (ОЗ), состояния рефракции глаз и показателей кератотопографии 19 пациентов (37 глаз) с ПМДР, обследованных в Хабаровском филиале ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России с 2011 по 2019 гг. Среди них было 13 мужчин и 6 женщин в возрасте от 29 до 65 лет (в среднем 46,5±5,4 года).
Всем пациентам определяли некорригированную (НКОЗ) и максимально корригированную (МКОЗ) остроту зрения, оценивали кераторефрактометрию с применением авторефрактометра NRK-8000 (Nikon, Япония), биометрию, тонометрию, биомикроскопию и офтальмоскопию. Кроме того, проводили кератотопографию на анализаторе переднего отрезка глаза Pentacam (OCULUS, Германия).
По показателю МКОЗ все глаза были разделены на 3 группы. Первую группу составили 8 глаз с МКОЗ от 0,8 и выше; во 2-ю группу вошли 19 глаз с МКОЗ от 0,3 до 0,7, в 3-ю группу включили 10 глаз с МКОЗ ниже 0,3.
В каждой из групп определяли максимальную кератометрию (Кmax), минимальную кератопахиметрию (Kmin), разницу между максимальной и минимальной кератометрией (ΔK). Изучали сферический и цилиндрический компонент субъективной рефракции (СКСР, ЦКСР); сферический и цилиндрический компоненты объективной рефракции (СКОЗ, ЦКОР).
Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью программ Microsoft Excel и IBM SPSS Statistics Version 20. Данные представлены в виде M±σ, где: M – средние значения, σ – стандартное отклонение. Минимальное и максимальное значения представлены в виде (min–max). Проверка нормальности распределений осуществлялась с использование критерия Шапиро-Уилка. Поскольку почти все выборки не имели нормального распределения для множественных сравнений групп применялся критерий Краскала-Уоллиса с последующими попарными сравнениями критерием U Манна-Уитни с учетом поправки Холма-Бонферрони. Отличия считались значимыми на уровне 0,05. Результаты и обсуждение####embedimageleft(83568,83569,83570,83571)#### Данные показателей визометрии, рефракции, Kmax и Kmin глаз с ПМДР представлены в таблице.
Анализ данных, представленных в таблице, показал, что разница средних значений НКОЗ между 1-ой и 2-ой группой составила 0,39, но она не была статистически значимой (p>0,05), а между 2-ой и 3-ей группой – 0,08 и явилась статистически значимой (p<0,05).
Очевидно, что основное влияние на НКОЗ и МКОЗ оказывало увеличение астигматизма. Так, в сравнении с 1-ой группой, средние значения ЦКСР и ЦКОР в глазах 2-ой группы были выше на 3,8 дптр и на 4,4 дптр соответственно, разница обоих показателей этих групп была статистически значима (p<0,05). При этом критическая величина ЦКОР, при которой МКОЗ была менее 0,8, соответствовала 5 дптр. В тоже время ЦКСР имел статистически значимое различие между 1-ой и 2-ой группой (p<0,05), составив 3,8 дптр между его средними значениями, а разница между этим же показателем во 2-ой и 3-ей группе не оказалась статистически значимой (p>0,05) при её величине 0,85 дптр. Это объясняется отсутствием положительного отклика пациентов 3-ей группы на коррекцию. Так у 6 пациентов (60%) 3-ей группы ОЗ с коррекцией не повышалась. Во всех трех группах объективные показатели астигматизма превышали субъективные, и эта разница увеличивалась при увеличении тяжести заболевания. Так, в 1-ой группе разница между средними значениями ЦКСР И ЦКОР составила 0,6 дптр, во 2-ой группе – 1,2 дптр, а в 3-ей группе – 3,25 дптр.
В то же время во всех группах средние значения СКОР были практически сопоставимы между собой (p>0,05), а СКСР имел статистически значимые отличия только 3-ей группы от остальных (p<0,05), которые составили 2,3 дптр между средними значениями 1-ой и 3-ей группы и 3,0 дптр между 2-ой и 3-ей группой.
Из кератометрических показателей наибольшую разницу между группами имели Kmax и ΔK. Причем, если в глазах 1-ой и 2-ой группы разница средних значений Kmax и ΔK составила 3,39 дптр и 5,61 дптр соответственно, то во 2-ой и 3-ей группах она была значительно больше – 6,81 и 9,68 дптр, но и в том и в другом случаях она оказалась статистически значимой (p<0,05).
Разница Kmin уменьшалась от 1-ой к 3-ей группе. Аналогично показателям Kmax и ΔK, разница между 1-ой и 2-ой группой была меньше, чем между 2-ой и 3-ей группой. При этом она была соответственно 1,26 дптр (p>0,05) и 4,28 дптр (<0,05) между 1-ой и 2-ой и 2-ой и 3-ей группой.
Особого внимания заслуживала кератотопографическая картина ПМДР. Во всех группах отмечалась симметричность кератотопограммы по вертикальной оси и асимметричность по горизонтали с увеличением последней по мере прогрессирования заболевания (рис. 1–3.) Причем, если во всех глазах 2-ой группы еще имелась характерная картина «клешней краба» с тенденцией к их «смыканию», то в глазах 3-ей группы она уже отсутствовала, а нижняя половина кератотопограммы имела более однородную оптическую структуру с максимально высокими кератометрическими показателями. Выводы- Исследование рефракции и кератотопографических особенностей во взаимосвязи со зрительными функциями глаз при ПМДР показало высокую вариабельность изучаемых показателей при различной тяжести заболевания.
- Основными фактором, влияющим на ОЗ при ПМДР, является астигматизм, представленный характерной кератотопографической картиной.
- Наиболее значимыми кератотопографическими показателями состояния роговицы при ПМДР, определяющими тяжесть заболевания, выступают Kmax и ΔK.
- При ЦКОР выше 5 дптр происходит снижение МКОЗ, что обусловливает необходимость решения вопроса о хирургическом лечении данной патологии роговицы.
Страница источника: 29-33 |